ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ РОССИИ

Расписание выступлений еще не составлено
20m
Main conference hall of MESI SB RAS (Irkutsk (Russia) / Иркутск)

Main conference hall of MESI SB RAS

Irkutsk (Russia) / Иркутск

Lermontov str., 130, Irkutsk, Russia, 664033

Докладчик

Михаил Васильев (ИСЭМ СО РАН)

Тезисы доклада

Электроэнергетика входит в число важнейших отраслей экономики, неэффективная работа которых может сказаться на всей экономике и благосостоянии населения. Для управления развитием и функционированием электроэнергетики применяются механизмы правового регулирования. Правовые нормы устанавливают требования к структуре отрасли, действиям субъектов регулирования, определяют функции и полномочия органов власти. В числе задач регулирования — сдерживание проявлений монопольной власти и поддержание уровня конкуренции. С точки зрения права сфера антимонопольного регулирования основывается на статье 34 Конституции РФ [1], согласно которой экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускается.

В задачах обоснования и исследования регулирования в электроэнергетике существенное значение имеет междисциплинарная связь экономики, права и физических закономерностей в электроэнергетических системах. Экономические науки изучают закономерности человеческой деятельности в разных условиях, организацию отраслевых рынков, механизмы регулирования, их результаты и побочные эффекты. Непосредственное воплощение регулирования происходит через правовую систему. Именно правовые нормы, закрепленные в законах и подзаконных актах, регулируют поведение субъектов рынка и органов власти.

В таких условиях очень важна согласованность междисциплинарного характера, т. е. между пониманием целей, задач и методов антимонопольной политики со стороны экономической теории и тем, несколько этим целям и задачам соответствуют действующие правовые механизмы. Также необходимо, чтобы сами правовые нормы и механизмы не противоречили друг другу и не генерировали отличающихся сигналов для субъектов электроэнергетики и инвесторов.

Опасения в отсутствии такой согласованности уже неоднократно высказывались исследователями. Так, Дилоренцо [2] отмечал, что отдельные компании, в т.ч. в электроэнергетике, получали монопольные привилегии вне взаимосвязи с текущим пониманием необходимости таких привилегий экономистами-теоретиками. Экономическая теория регулирования описывает как устанавливаются монопольные права и регулируются тарифы в зависимости от степени организованности групп политического влияния и вне зависимости от теоретического обоснования такого регулирования [3]. Непринцева и Шубин [4] отмечают, что именно применяемые в российской электроэнергетике методы антимонопольного регулирования стали фактором повышения концентрации производства в отрасли, т. е. фактически дали эффект, противоположный целевому. Рассогласование между экономико-теоретическими подходами к регулированию и их непосредственным воплощением в праве приводит к необоснованному регулированию и его неожиданным и не всегда положительным результатам, повышенным рискам для субъектов рынка и инвесторов.

Причины междисциплинарной рассогласованности могут быть разными. Если не брать во внимание причины политического характера, когда органы власти сознательно вводят регулирование, расходящееся с представлениями о нем экономической теории, важной причиной противоречий в регулировании являются пробелы внутри самой экономической теории. В частности, в сфере антимонопольного регулирования доминируют взаимосвязанные концепции «рынка совершенной конкуренции» и «предельных издержек», но нет выработанной методики вычисления предельных издержек в силу теоретических проблем. Более того, разные исследователи под предельными издержками понимают не одно и то же [5].

Помимо междисциплинарной рассогласованности может наблюдаться рассогласованность правового характера — когда правовые нормы, действующие в одной системе правоотношений и изложенные в разных нормативных правовых актах, не согласованы между собой. Например, в [6] показано, что при действующем сочетании правовых норм участники рынка мощности, управляющие более чем одной генерирующей единицей мощности, не могут быть уверены, что их заявки будут соответствовать всем действующим правовым нормам одновременно.

В части установления требований к заявкам поставщиков на электроэнергетических рынках в России действует одновременно три нормативных правовых акта с несколько различающимися нормами: ФЗ «Об электроэнергетике», ФЗ «О защите конкуренции» и приказ ФАС РФ [7-9]. Нормы указанных правовых актов не только рассогласованы между собой, но и прямо противоречат друг другу.

В полной версии статьи подробно рассматривается рассогласованность регулирования электроэнергетики междисциплинарного и правового характера.

Первый автор

Михаил Васильев (ИСЭМ СО РАН)

Материалы для выступления

Peer reviewing

Paper